Безусловно, место для проведения панорамной съемки следует выбирать заранее. При выборе обязательно оценивайте положение солнца и время суток. Например, во время восхода солнца вы увидели превосходную панораму — в это время солнце находилось за вашей спиной. Приехав на это же место днем, вы рискуете качеством изображения, ведь лучи солнца будут очень жесткими. А вот закат обеспечивает щадящее освещение, так что время съемка может пройти на ура.
Для панорамной съемки обязателен штатив. Лучше всего, если он будет дорогой, а значит, устойчивый. Понятно, что на практике это не всегда реализуемо, поэтому можно даже бюджетный штатив утяжелить. Штатив при установке следует выровнять, используя для этих целей встроенный уровень. Даже небольшая погрешность по горизонтальности одного кадра может привести к заметной погрешности на панораме, сшитой из нескольких кадров, ведь длина панорамного снимка велика. Чтобы откорректировать такие погрешности на уже выполненном снимке, придется наклонять изображение и выполнять обрезку невысокого кадра. В этом случае существует большой риск того, что важные детали, находящиеся близко к границам фотографии, будут безвозвратно утеряны.
Штатив выверяется, после чего на него можно устанавливать фотоаппарат. Его следует поворачивать в горизонтальной плоскости и тем самым проверять компоновку создаваемого снимка. На этом же этапе выполняется коррекция панорамы.
Фокусное расстояние должно быть минимальным, диапазон — 18-24 мм. Режим съемки — полностью ручной. Нежелательно даже пользоваться режимом приоритета диафрагмы. Такое ограничение важно по той причине, что при таком режиме выдержка может произвольно изменяться в зависимости от степени освещенности каждого кадра, входящего в панораму. Что касается числа ISO, то — чем меньше, тем лучше.
Важно выдерживать баланс белого, при этом автоматический баланс не следует использовать, поскольку он может в этом случае легко меняться от кадра к кадру — понятно, что такие настойки не будут способствовать получению качественных снимков. Относительно диафрагменного числа: здесь очень важен компромисс. Зажатие диафрагмы до упора позволит обеспечить максимальную глубину изображаемого пространства. Однако это же ведет и к увеличению выдержки, что приемлемо далеко не всегда. Например, если съемка проводится в яркий и солнечный день, то ветер может стать серьезной помехой для увеличения выдержки. В этом случае из-за колыханий веток или водной глади возникает смазанность объектов на изображении.
Впрочем, вопрос правильных настроек решается с опытом — вполне возможно, что в процессе съемки вы как раз и хотели достичь такого «неправильного» эффекта. В процессе обучения важно даже неправильные фотографии расценивать как успех — чем больше вы сделаете снимков, тем точнее сумеете уловить зависимость между настройками фотоаппарата и получаемым результатом. Так что важны и практика, и знание базовых законов. После того, как вы их досконально выучите, сможете перейти к самостоятельным экспериментам.